...Его отец и мать (датчанин и гражданка США) познакомились в Голландии и обвенчались в лютеранской церкви. Вигго родился в 1958 году в Нью-Йорке, точнее, в Манхеттене, в нижнем Ист-Сайде, и стал первым из трех сыновей семьи Мортенсен. В 1960 году Вигго Мортенсен-старший увозит семью в Южную Америку, и первые десять лет жизни Вигго проводит, мотаясь между Аргентиной и Венесуэлой вслед за вечно занятым на какой-нибудь новой работе отцом. В 1969 году родители разводятся, и мать забирает детей в Вотертаун, штат Нью-Йорк. Мортенсен-старший еще некоторое время провел, меняя одну работу за другой, даже снова женился и стал отцом 9 приемных детей, но в конце концов купил ферму и осел на севере штата Нью-Йорк. От отца Вигго унаследовал любовь к путешествиям и способность к языкам. Он отлично знает испанский и датский и вполне может объяснится на норвежском, шведском, французском и итальянском. "Мы переехали на север штата Нью-Йорк летом 1969 года, сразу после того, как человек впервые вступил на Луну, и как раз накануне Вудстока. Мне было 10 лет, и я многое помню, особенно молодежь, которая толпами стекалась на Вудсток. Причудливо одетые люди, запах благовоний, музыка - вот мои первые впечатления от Америки". В средней школе Вигго играл в теннис и был капитаном школьной команды по плаванию. Уже тогда он отличался дружелюбием, скромностью и мягкостью характера. Еще он прославился тем, что все время шлялся по улицам с фотоаппаратом в руках. В 1975 году он заработал свой знаменитый шрам на верхней губе. Вигго так описывает этот случай: "В этом поучаствовали чужой кулак и ограда из колючей проволоки. Был канун Хэллоуина. Мне было семнадцать лет, и я был так пьян, что даже не нуждался в заморозке, когда доктор накладывал швы". Окончив в 1980-м году Университет Св. Лоуренса и получив ученую степень по управлению и испанскому языку, Вигго уезжает в Данию, к родственникам. Зарабатывая на жизнь, он, подобно отцу, перепробовал множество различных занятий - был официантом, водителем грузоподъемника и даже продавцом цветов. "Продавая розы на улицах, я любил общаться с людьми, с которыми в противном случае никогда бы не заговорил. Бывало, я приезжал на рассвете на цветочный рынок в Копенгагене, чтобы приобрести подешевле партию душистого горошка и самому продать ее на улице. Это был отличный способ существования - до тех пор, пока не начинался дождь". В 1982 году Вигго возвращается в Нью-Йорк и сообщает своим родственникам и друзьям в Дании, что собирается стать серьезным актером. Естественно, они не могли в это поверить! Но на актера нужно было учиться. Вигго поискал в газете актерскую школу с самым симпатичным названием и нашел Школу актерского мастерства Уоррена Робертсона, которую и посещал в течение двух лет. Он сыграл в нескольких пьесах ("Romeo & Juliet" в The Indiana Repertory Theater, "Kevin O'Cypher" в The American Repertory Theater, "Two by Two" в The Ryan Repertory Company и "The Rapidio" в the New York Ensemble Studio Theater) и снялся нескольких фильмах, включая "Пурпурную розу Каира" и Swing Shift. Но на экране он так и не появился - сцены с его участием были вырезаны при монтаже. Разочарованный, он написал по этому поводу поэму "Правка" ("Edit"). Потом он переезжает в Лос-Анджелес, и роль Капитана в пьесе "Bent" в Coast Playhouse приносит ему Drama-logue Critic's Award. Первые десять лет его актерскую карьеру нельзя назвать успешной, даже несмотря на участие в таких прекрасных фильмах как ставшие современной классикой The Indian Runner/"Бегущий индеец", "Американский Якудза" и культовый "Даркли Нун". Его талант характерного актера раскрылся именно в этих трех глубоких, серьезных ролях. К сожалению, в это время он редко появляется в кассовых фильмах, в большинстве случаев отдавая предпрочтение независимым проектам, которые не приносят ему ни славы, ни особых доходов. Он вновь начинает подрабатывать то официантом, то барменом, то водителем грузовика. В 1987 году, во время съемок в независимом фильме Salvation/Спасение Вигго знакомится с певицей панк-группе "Икс" Иксин (Кристин) Червенкой и женится на ней. Они хорошо подходили друг другу, оба поэтические натуры со схожими интересами и отношением к жизни. В 1988 году у них родился сын Генри. Опасаясь, что скандальная слава Иксен помешает им растить ребенка, они уезжают в Айдахо. Естественно, это плохо отражается на актерской карьере Вигго. Он вынужден постоянно уезжать из дома, чтобы пробоваться на роли и играть в тех немногих фильмах, которые его привлекают. В тот период он снимается в фильмах "Тюрьма"/Prison (его первая главная роль), "Команда"/The Crew и "Точка кипения"/Boiling Point. Но наступает момент, когда он больше не может соглашаться только на интересные для себя роли. Он говорит об этом так: "С одной стороны, мне хотелось и дальше держаться в стороне от коммерческого кинематографа, но, с другой, я должен был содержать семью". Именно тогда (возможно, чтобы отпраздновать рождение сына) он делает одну из своих татуировок, на левой руке. Она изображает стилизованное кровоточащее сердце, внутри которого - инициалы самого Вигго, его жены Иксен и его сына Генри. Тогда же появляется традиция всегда отмечать Хэллоуин с сыном. В это время Вигго приобретает репутацию актера, подходящего на роли злодеев и всяких опустившихся типов. По его словам, он не то чтобы не стремился к главным ролям, просто ему почти никогда не удавалось их получить. "Всегда был выбор между мной и кем-то еще, и этот кто-то получал роль". О своих персонажах Вигго говорит так: "Я никогда не играл тех, кто мне не нравился, с кем я не чувствовал внутренней связи". В работе для Вигго всегда имели значение три вещи: соблюсти точность в изображении персонажа, приобрести новый опыт и получить удовольствие от самого процесса съемок. Вигго с гордостью говорит о каждом фильме, в котором снимался, кроме разве что одного, Leatherface: The Texas Chainsaw Massacre-3/ "Кожаное лицо: Техасская резня бензопилой"-3. "Мне рассказывали, что такие фильмы плохо влияют на психику, и мне в самом деле неудобно, что я участвовал в чем-то подобном". Тем не менее он отзывается о съемках в этом фильме очень трепетно и считает, что его несправедливо перемонтировали по цензурным соображениям - это вряд ли имело смысл. Даже к самой маленькой роли Вигго относится серьезно. Он придумывает прошлое для каждого персонажа и на этой основе точно воссоздает его внутренний мир. Он известен как актер, который растворяется в своих героях на все время съемок, даже носит их костюмы вне съемочной площадки. Например, он не только написал все картины для “Идеального убийства”, но и жил на том самом бруклинском чердаке, который был арендован для съемки фильма. Сам он говорит, что может играть лишь тех персонажей, которых понимает. Участие в кассовых проектах приносит Вигго признание критиков, а значит, и шанс на получение более ярких ролей, чем прежде. За откровенно коммерческими “Дневным светом”/Daylight и “Пророчеством”/The Profecy следуют фильмы, принесшие ему наконец известность и признание –“Багровый прилив”/Crimson Tide и “Портрет леди”/The Portrait Of A Lady. Но по-настоящему переломными в его карьере стали его роли в “Солдате Джейн”/G.I.Jane и “Идеальном убийстве”/A Perfect Murder. В 1996-97 он разводится с Иксин Червенкой. Они расстались друзьями, и оба принимают участие в воспитании Генри. Вигго перебрался в Лос-Анджелес и снял маленький домик недалеко от Венис-Бич. Когда Иксен уезжает на гастроли со своей новой группой, сын остается с ним, а когда уехать нужно ему, Генри остается с матерью, объясняет Вигго. Несмотря ни на что Вигго и Иксен остаются близкими друзьями. "Мы все еще очень близки, и не только из-за Генри. Нам по-прежнему нравится общество друг друга". В конце 20 века карьера Вигго неуклонно идет в гору, каждой новой ролью он подтверждает свое мастерство. В 1999 году он снимается в фильме“Прогулка по луне”/A Walk On The Moon. Тогда же Деннис Хоппер, старый друг Вигго, заинтересовался его фотографиями. У Вигго, который все эти годы не расставался с фотоаппаратом, их были уже тысячи. Хоппер, сам признанный фотограф, помог Вигго добиться заслуженного успеха. Первая фотовыставка Вигго прошла в июле 2000 года в галлее Роберта Манна в Нью-Йорке. Она называлась “Бродящее вино”/ Errant Vine. За первой успешной фотовыставкой последовала первая художественная выставка в Галлере “Трэк 16” в Санта-Монике. На этой выставке внимание критиков впервые привлекли мультимедийные картины Вигго, плод его экспериментов в свободное от съемок время. В качестве составных элементов он включал в свои полотна строки из собственных стихотворений и фрагменты фотоснимков. Выставка называлась “Современные подделки”/Recent Forgeries. С тех пор его работы стабильно пользуются успехом у критиков. Поэзией Вигго увлекался с юности. Первая книга его стихов, “Десять последних дней”/Ten Last Night, вышла еще в конце 80-х. Во второй поэтический сборник “Современные подделки”, основанный на материалах выставки, вошли его стихи, фотографии и рисунки. После “Современных подделок” Вигго решил больше времени уделять живописи. Он превратил свой дом в Венисе в студию, где повсюду стоят полотна. Вигго объясняет, что таким образом, рисуя дни и ночи напролет, он отдыхает от мира. С некоторых пор он не любит находиться в окружении большого количества людей, ему гораздо больше по душе одиночество. В ноябре 1999 года Вигго как раз закончил работу над фильмом “28 дней”/28days, но, как обычно, не сидел сложа руки. Собираясь стать продюсером короткометражного фильма, сюжет которого основан на повторяющихся снах, он искал для него источник финансирования, и к тому же приступил к работе над своим последним музыкальным диском. Но тут раздался телефонный звонок. Актер Стюарт Таунсенд, приглашенный на роль Арагорна в трилогии “Властелин колец”, покинул съмочную площадку через неделю после начала съемок, и Питер Джексон хотел, чтобы Вигго заменил его. Это означало почти на год отправиться в Новую Зеландию. У Вигго было всего два дня на принятие решения, а ведь обычно он долго размышлял, прежде чем согласиться на роль, а согласившись, знакомился с персонажем и с сюжетом задолго до начала съемок. В данном случае он даже не читал “Властелина колец”, а через три дня уже должен был прибыть в Новую Зеландию и занять место другого актера в уже стартовавшем проекте. Вигго поинтересовался мнением сына, поскольку в случае согласия они должны были почти год провести вдали друг от друга. Генри был знаком с творчеством Толкиена и понимал, что его согласие очень важно для Вигго. Поэтому он сказал: “Папа, ты должен это сделать”. Вигго знал, что получить приглашение непосредственно от режиссера - огромное преимущество. И к тому же, поясняет он, люди могли счесть его трусом, не прими он это обекскураживающее предложение. Вигго и в самом деле боялся, но кто бы не испугался в подобных обстоятельствах! “Полагаю, в конечном итоге я сделал это, чтобы не чувствовать себя полным дерьмом. Я должен был уехать на сдедующий день. Садясь в самолет с книгой в руках, я думал “Какого дъявола я это делаю?”. Но, так или иначе, он согласился. Вигго начал читать книгу во время перелета и уже тогда стал лучше понимать своего песонажа. А когда он понял, что Арагорн, хоть и был великим героем, тоже, как он сам, страшился своей судьбы и боялся, что не справится с возложенной на него задачей, Вигго и его персонаж нашли наконец точки сопрокосновения. С этого момента Вигго стал относиться к своей роли как к подарку судьбы и полностью погрузился в работу над тем, что критики и поклонники теперь называют его лучшей ролью. По иронии судьбы, запланированная первоначально на 10 месяцев съемка обернулась для Вигго почти двухлетней одиссеей. Неизвестно, согласился бы он принять в этом участие, если бы знал, как долго не сможет быть рядом с сыном. Я пишу это спустя несколько дней после премьеры “Братства кольца”. Он все еще занимает первое место по сборам в США, обещает собрать 400 млн. долларов по всему миру и уже завоевал 6 января 2002 года премию American Film Institute Awards как лучший фильм года. Вигго же, впервые за свою кинокарьеру, оказался в центре необычайно пристального внимания прессы. Он почти сорвал голос, говоря о своем участии в трилогии. Это и вправду нелегкое испытание для человека, столь ценящего покой и уединение. В нескольких интервью стали проскальзывать намеки, что если так пойдет дальше, он вовсе перестанет сниматься в кино. Но я надеюсь, он слишком любит свое нелегкое актерское ремесло, чтобы легко отказаться от этого.Он может вновь, как делал это раньше, дистанцироваться от крупных ролей и кассового кино. Но после того, как внимание прессы переключится на что-то еще, он вернется. Из последних интервью я понял, что он снова собирается перебраться в Айдахо. Но сомневаюсь, что у него получится проводить там все время, ведь все его проекты - музыка, кино, живопись - сосредоточены в Лос-Анджелесе. Но он наверняка будет держать там лошадей, купленных в Новой Зеландии. И еще один интересный факт: даже после возвращения из Новой Зеландии Вигго, похоже, предпочитает ходить босиком. Этот новозеландский обычай, кажется, идеально соответствует его романтической натуре. К некоторому замешательству Вигго, история о татуировках, сделанных Братством Кольца, стала известна широкой общественности. После окончания съемок девять актеров, игравших членов Братства, решили сделать одинаковые татуировки в виде кельтского номера 9. Они выбрали для татуировки различные части тела и собирались хранить это в секрете. Не представляю, где эта татуировка у Вигго, но теперь их у него три. Я постарался ответить на все вопросы, которые наиболее часто задают о Вигго. Остался только один: каким образом он успевает сделать так много? Ему помогают. Когда он уезжает на съемки, близкие друзья присылают ему посылки с материалами, необходимыми ему, чтобы писать. Потом, у него всегда с собой фотоаппарат. Наблюдение за окружающим миром каким-то образом вдохновляет его. Не имеет значения, как мала его комната в отеле, - он ставит свой холст и рисует. У него всегда под рукой блокнот, и он сочиняет, ловя моменты вдохновения. Именно поэтому на многих его снимках запечатлены актеры, с которыми он работал в том или ином фильме. То же самое происходит и дома. Все время, которое Вигго не проводит с семьей, занимает у него творчество. Он не смотрит телевизор и не ведет светскую жизнь. Только так он может все успеть. Семья и творчество - все, в чем он нуждается. И мы все можем наслаждаться плодами этой феноменальной преданности искусству. Спасибо, мистер Мортенсен!
Фильмография
1. Miami Vice (1984, телесериал) / Полиция Майами, отдел нравов 2. George Washington (1984, телесериал) 3. Witness (1985) / Свидетель 4. Salvation (1987) 5. Prison (1988) / Тюрьма 6. Fresh Horses (1988) 7. Oh, What A Day! 1914 (1989) 8. Let's Get Lost (1989) 9. Once In A Blue Monn (1990, телефильм) 10. Leatherface: Texas Chainsaw Massacre III (1990) / Кожаное лицо: Техасская резня бензопилой-3 11.The Reflecting Skin (1990) / Отражающая кожа 12. Young Guns II (1990) / Молодые стрелки-2 13. Tripwire (1990) / Западня 14. The Indian Runner (1991) / Бегущий индеец 15. Boiling Point (1993) / Точка кипения 16. The Young Americans (1993) / Молодые американцы 17. Two Small Bodies (1993) 18. Ewangelia Wedlug Harry'ego (1993) 19. Carlito's Way (1993) / Путь Карлито 20. Ruby Cairo (1993) / Рубин Каира 22. Desert Lunch (1994) 23. Floundering (1994) / Блуждающий 24. The Crew (1994) / Команда 25. American Yakuza (1994) / Американский Якудза 26. Crimson Tide (1995) / Багровый Прилив 27. Black Velvet Pantsuit (1995) 28. The Profecy (1995) / Пророчество 29. The Passion Of Darkly Noon (1995) / Темный полдень 30. Gimlet (1995) 31. Albino Alligator (1996) /Альбино Аллигатор 32. The Portrait Of A Lady (1996) / Портрет леди 33. Daylight (1996) / Дневной свет 34. Vanishing Point (1997) / Исчезающая точка 35. G.I. Jane (1997) / Солдат Джейн 36. La Pistola De Mi Hermano (1997) 37. A Perfect Murder (1998) / Идеальное убийство 38. Psycho (1998) / Психо 39. A Walk On The Moon (1999) / Прогулка по луне 40. 28 Days (2000) / 28 дней 41. Lord Of The Rings: The Fellowship Of The Ring (2001) / Властелин колец: Братство Кольца 41. Lord Of The Rings: The Two Towers (2002) / Властелин Колец: Две Крепости 42. Lord Of The Rings: The Return Of the King (2003) / Властелин Колец:: Возвращение Короля